Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам

Электронный учебник «Самостоятельная работа студентов по психолого-педагогическим дисциплинам» адресован бакалаврам, обучающимся по направлению 050700 «Педагогика», профиль подготовки «Практическая психология в образовании». В учебнике на основе компетентностного подхода раскрываются теоретические и прикладные аспекты организации самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам, реализуемым в рамках образовательного модуля кафедрой детской психологии Педагогического института Южного федерального института: Психология развития, Психологическая служба в образовании, Методика преподавания психологии.
Содержание учебника составлено в соответствии с требованиями ГОС ВПО по психолого-педагогическим дисциплинам, с учетом современных тенденций развития психолого-педагогического образования на основе компетентностного подхода и модульной организации образовательного процесса в системе высшего профессионального образования. Учебник представляет собой гипертекстовый электронный ресурс, составленный в соответствии с Положением об электронных образовательных ресурсах Южного федерального университета. [1]
Учебник включает три модуля. В первом модуле «Научные основы организации самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам» раскрыты теоретические подходы к организации самостоятельной работы студентов (СРС) как внутренне мотивированной и структурированной самим студентом деятельности в совокупности выполняемых действий, ориентированных на формирование базового опыта профессиональной психолого-педагогической деятельности. Самостоятельная работа, проектируемая на основе компетентностного подхода, рассматривается как условие профессиональной подготовки бакалавра, готового к научно-исследовательской и практической деятельности в образовательных учреждениях. В разделе представлены психолого-педагогические характеристики, виды, формы, условия организации самостоятельной работы студентов. Подробно рассматриваются организационные основы проектирования содержания самостоятельной работы студентов, принципы и критерии отбора заданий, методы и технологии организации, методическое обеспечение СРС. В контексте современных подходов рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения СРС как системы профессиональной деятельности преподавателя, направленной на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента.
Во втором модуле «Содержание самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам» раскрываются организационно-методические аспекты самостоятельной работы по дисциплинам «Психология развития», «Психологическая служба», «Методика преподавания психологии». Структура самостоятельной работы по каждой дисциплине определяется ее содержанием и образовательными задачами. Содержание самостоятельной работы по дисциплинам сгруппировано в образовательные модули. Каждый модуль включает комплексную цель, краткое содержание материала, блок заданий для СРС. В блоке СРС представлены разнообразные виды заданий: работа с глоссарием, практико-ориентированные и проектные задания, тесты рубежного контроля, рефераты, вопросы для самоконтроля, итогового контроля. Блок СРС по каждому модулю снабжен методическими рекомендациями по выполнению всех видов самостоятельной работы и методическим обеспечением: списками основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов; текстовыми, аудио-, видео-, телематериалами, фрагментами видеолекций ведущих отечественных и зарубежных психологов. В проектировании системы заданий для СРС использован уровневый подход, структурирующий все предлагаемые студентам задания по степени сложности. Задания первого уровня сложности связаны с репродуктивным усвоением материала и предусматривают работу с опорой на алгоритмические предписания, инструкции в работе с научными и учебными текстами, нормативными документами. Они включают в себя задания на составление структурно-логического конспекта с выделением исходных идей, принципов, законов; написание резюме; составление развернутого плана, тезисов, аннотаций, библиографического списка, систематизированной картотеки по предложенной теме. Задания второго уровня нацелены на аналитическую работу, предполагают подготовку студентами научных сообщений, докладов, рефератов, рецензий на научные, учебные, учебно-методические работы, в том числе и студенческие, разработку проектов с последующими презентациями, выступлениями, защитами подготовленных заданий на семинарах, научно-практических конференциях, консультативных встречах, круглых столах. Задания третьего уровня ориентированы на творческие находки студентов по использованию широкого спектра современных информационных, компьютерных, интерактивных технологий «портфолио», проекты, «кейс-стади», эссе.
В содержании третьего модуля «Практикум по психолого-педагогическим дисциплинам» представлены образцы выполнения презентаций, диагностические методики, нормативные документы, сопровождающие содержание дисциплин и направленные на овладение практическими компетенциями.
Учебник предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогического образование» в системе бакалавриат – магистратура. Он будет также интересен всем тем, кто занимается проблемами организации самостоятельной работы студентов.

Разделы публикаций:

ВложениеРазмер
Package icon Черная_Сам_работа.zip186.56 КБ