Буровые станки и буровые скважины

1. Образовательная программа специальности 21.05.02 «Прикладная геология»
2. Общая трудоемкость 3 ЗЕТ
3. Дисциплина базируется на дисциплинах "Общая геология", "Структурная геоло-гия", «Кристаллография и минералогия». Знания, умения и навыки, полученные при изу-чении дисциплины, необходимы для дисциплин: «Прогнозирование и поиски полезных ископаемых», «Опробование полезных ископаемых», «Разведка и геолого-экономическая оценка полезных ископаемых».
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: все о современных буровых установках, условиях их эксплуатации, технологическом и вспомогательном инструменте; современные методы оценки физико-механических характеристик горных пород, отражающих процессы при различных способах бурения скважин; производить необходимые расчеты и обоснование по выбору и эксплуатации бурового оборудования и технологического инструмента для различных условий; методы оценки эффективности бурения скважин при различных способах бурения, приемы отбраковки и замены износившегося оборудования и породоразрушающих инструментов.
Уметь: оценить основные физико-механические свойства горных пород проектно-го разреза скважины; выбрать способ бурения, основные узлы буровой установки, технологический и вспомогательный инструмент и построить проектную конструкцию скважины; рассчитать технико-экономическую эффективность применения соответствующего оборудования для конкретных горно-геологических условий; рассчитать оптимальные параметры режимов бурения для различных способов и геологических условий; разработать меры по борьбе с геологическими осложнениями.
Иметь представление о современных буровых установках, условиях их эксплуатации, уметь выполнять необходимые расчеты при выборе технических средств и оптимальных параметрах режимов работы с использованием контрольно-измерительной аппаратуры, средств механизации и автоматизации производственных процессов.
4. Целями освоения дисциплины являются изучение технологического бурового инструмента, технологии бурения скважин и выполнение вспомогательных операций при сооружении скважин, а также причин, вызывающих аварии, мер предупреждения и ликвидации различного рода осложнений, буровых установок и устройство их основных узлов.
5. В результате изучения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-7; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК- 6; ПК-7; ПК-11; ПК-16.
6. Содержание дисциплины Модуль 1. Основы бурения, физико-механические свойства горных пород и их разрушение при бурении: Общая схема классификации буро-вых работ. Основы теории разрушения горных пород. Удаление продуктов разрушения при бурении. Буровые растворы. Опробование скважин. Геологическая и техническая до-кументация. Техника безопасности. Модуль 2. Бурение геолого-разведочных скважин: Бурение неглубоких поисково-разведочных скважин. Колонковое бурение. Осложнения при бурении. Модуль 3. Бурение эксплуатационных скважин: Основы бурения нефтяных и газовых скважин. Роторное, турбинное и электробурение. Разработка нефтяных и газовых месторождений. Вопросы экологии и охране недр при бурении скважин на нефть и газ.
7. Основные образовательные технологии: модульная технология, интернет-технологии работы в цифровом кампусе.
8. Формы контроля. Текущий – контрольная работа. Рубежный – тестирование.

Разделы публикаций: